Компании: | 3 451 |
Товары и услуги: | 3 769 |
Статьи и публикации: | 350 |
Тендеры и вакансии: | 75 |
Любая система пожарной сигнализации, независимо от ее качественного уровня, степени автоматизации и технологического совершенства аппаратных средств, представляет собой сложную многокомпонентную инфраструктуру, стабильная работа которой требует регулярного технического обслуживания. Обязательный порядок выполнения сервисных и ревизионных работ для систем сигнализации, законодательно регламентирован постановлением Правительства РФ «О противопожарном режиме», комплексом федеральных законов и сводов правил и является обязательным для всех общественных, коммерческих и промышленных объектов.
Нарушение или несоблюдение нормативных требований к эксплуатации автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС), влечет не только административную ответственность в виде штрафа и приостановки деятельности предприятия, но также и уголовно наказуемо, в случае причинения вреда здоровью человека или его гибели при пожаре.
Плановое обслуживание систем противопожарной безопасности должно осуществляться на протяжении всего срока эксплуатации, начиная с момента постановки объекта под охрану. Обязательный комплекс технических и инспекционных функций может выполняться только специализированными службами, обладающими соответствующей компетенцией и лицензией на данный вид деятельности.
Окончательный руководящий документ, устанавливающий полный перечень технических работ, порядок и график их выполнения, составляется в соответствии с нормами типовых регламентов технического обслуживания № 1 и № 2. Данные документы представляют собой универсальные стандарты – № 1 для планового порядка, № 2 для профилактического обслуживания.
Плановый режим обслуживания производится ежемесячно и подразумевает решение таких задач:
Регламент № 2, устанавливающий квартальную периодичность профилактики, помимо комплекса плановых мероприятий включает замеры параметров электроники, проверку чувствительности датчиков и устойчивости средств извещения к воздействию факторов способных инициировать ложные срабатывания.
В совокупности со стоимостью оборудования и монтажных работ, расходы на обслуживание пожарной сигнализации составляют довольно значительную сумму, особенно для предприятий на балансе которых состоят обширные площади. Поэтому вполне естественно, что некоторые недальновидные руководители поддаются соблазну и стараются сэкономить на обслуживании комплекса противопожарных средств. Но при трезвой оценке вероятного ущерба, который может нанести несвоевременно выявленное возгорание, безусловная необходимость и окупаемость таких затрат становится очевидной и неоспоримой.
Некоторые крупные организации с масштабной инфраструктурой, формируют собственные службы пожарной безопасности, способные выполнять комплекс контролирующих и технических функций. Но стоит отметить что, хотя такая форма обслуживания имеет ряд преимуществ, экономия в их число не входит. Стоимость квалифицированного труда штата инженеров и техников, может достигать уровня небольшого производственного подразделения. Более того, основанием для допуска к обслуживанию пожарной сигнализации является наличие разрешающих документов, выданных в установленном порядке лицензирующим органом МЧС РФ.
Единственным способом существенно сократить стоимость содержания систем пожарной безопасности, является выбор более функциональных образцов оборудования, способных свести к минимуму объемы сервисного обслуживания. Функциональные характеристики приемно-контрольных устройств и сенсорных элементов извещателей, определяют принадлежность системы к одному из трех основных типов систем пожарной сигнализации:
Точный расчет общей стоимости плановых, профилактических и неплановых сервисных работ в пределах годового периода, процесс сложный и довольно трудоемкий. В качестве справочного пособия для составления сметы на обслуживание АСПС, могут служить Территориальные сметные нормативы, содержащие прейскуранты цен на комплектующие для ряда систем пожарной сигнализации и стоимость работ по их техническому обслуживанию. Но учитывая периодичность составления нормативов, рассчитывать на безусловную точность сметных данных, к сожалению, не приходится.
Помимо труда специалистов обеспечивающих регулярную инспекцию системы и каждого ее компонента, следует учесть и техническую строну вопроса. В сложном системном комплексе, управляемом сетью коммуникационных магистралей, соединяющих множество электронных приборов и датчиков, рано или поздно потребуется замена некоторых компонентов. Рассчитать степень вероятности выхода из строя каждого устройства и участка сети на основании данных технической документации, максимально исключив непредвиденные расходы, способен только профессионал, обладающий опытом и базисом специальных знаний.